Чилинское сельское поселение
с. Чилино

Муниципальный контроль

С 1 июля 2021 года в соответствии с 52 статьей Федерального закона от 31.07.2020 №248-ФЗ органы контроля могут проводить профилактические визиты.

В целях снижения административной нагрузки на хозяйствующие субъекты постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» установлены ограничения на проведение в 2022 году контрольных (надзорных) мероприятий.

Отношения в области организации и осуществления муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля регулируются Федеральным законом № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ).

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона № 294-ФЗ муниципальный контроль - это деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Органы муниципального контроля – это органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление муниципального контроля, которые определяются уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом.

Кроме того, уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом определяются (ст. 6 Федерального закона № 294-ФЗ):

  • организационная структура органов муниципального контроля;
  • полномочия, функции и порядок деятельности органов муниципального контроля;
  • перечень должностных лиц органов муниципального контроля и их полномочий.

Основные требования для органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль:

1) Нормативные требования (ст.ст. 2, 6 Федерального закона № 294-ФЗ):

  • установление муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами порядка организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности (вида муниципального контроля);
  • разработка органами местного самоуправления административного регламентаосуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности;

2) Организационные требования(ст. 6, 7 Федерального закона № 294-ФЗ):

  • ведение перечня видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление, в порядке, установленном представительным органом муниципального образования;
  • подготовка ежегодных докладов об осуществлении муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, а также об эффективности такого контроля. Доклады разрабатываются в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2010 года № 215, и представляются в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий подготовку ежегодного сводного доклада о состоянии государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

3) Требования к организации и проведению мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами (ст. 8.2 Федерального закона № 294-ФЗ) 

В целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, органы муниципального контроля осуществляют мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами профилактики нарушений.

К основным мероприятиям, направленным на профилактику нарушений обязательных требований относятся:

  • обеспечение размещения на официальных сайтах в сети «Интернет» для каждого вида муниципального контроля перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, оценка соблюдения которых является предметом, муниципального контроля, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов;
  • осуществление информирования юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в том числе посредством:
  1. руководств по соблюдению обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.
  2. проведения семинаров и конференций.
  3. проведения разъяснительной работы в средствах массовой информации.
  4. иными способами.
  • обеспечение обобщения практики осуществления в соответствующей сфере деятельности муниципального контроля. Соответствующие обобщения практики должны проводиться регулярно (не реже одного раза в год) и размещаться на официальных сайтах в сети «Интернет», в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений;
  • выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами;

4) Требования к организации и проведению мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (ст. 8.3 Федерального закона № 294-ФЗ)

Органы муниципального контроля осуществляют мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Перечень мероприятий по контролю без взаимодействия установлен частью 1 статьи 8.3 Федерального закона № 294-ФЗ. Возможность применения каждого из таких мероприятий зависит от осуществляемых видов муниципального контроля (надзора).

В частности, универсальным мероприятием является - наблюдение за соблюдением обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, которая предоставляется такими лицами (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) в орган муниципального контроля в соответствии с федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или может быть получена (в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия) органом муниципального контроля без возложения на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обязанностей, не предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

5) Требования к организации и проведению плановых проверок (ст. 9 Федерального закона   № 294-ФЗ):

  • плановые проверки проводятся органами муниципального контроля в форме документарной проверки и (или) выездной проверки на основании планов проверок, которые должны быть согласованы с органами прокуратуры и утверждены до 1 ноября, предшествующего году проведения плановых проверок.

Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:

  1. государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
  2. окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;
  • при проведении плановой проверки порядком организации и проведения вид а муниципального контроля может быть предусмотрена обязанность использования должностным лицом органа муниципального контроля проверочных листов (списков контрольных вопросов), разрабатываемых и утверждаемых органом муниципального контроля в соответствии с общими требованиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2017 года № 177.

6) Требования к организации и проведению внеплановых проверок (ст. 10 Федерального закона   № 294-ФЗ):

  • внеплановая проверка проводится органами муниципального контроля в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке и в соответствии с Федеральным законом № 294-ФЗ;
  • основания для проведения внеплановой проверки установлены частью 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ, а также отдельными федеральными законами (см. часть 4 статьи 1 Федерального закона № 294-ФЗ, Земельный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации).

Виды контроля, которые с 1 июля  2021 года находятся в ведении органов МСУ

Вид контроля

Какой нормой установлен

Предмет контроля

Муниципальный контроль в сфере благоустройства

Пункт 16 ст. 15.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181ФЗ «О социальной защите инвалидов…» (п. 19 ч. 1 ст. 14, п. 25 ч. 1 ст. 16, п. 10 ч. 1 ст. 16.2 Закона № 131-ФЗ)

Соблюдение правил благоустройства территории муниципального образования, требований к обеспечению доступности для инвалидов инфраструктурных объектов и предоставляемых услуг

Муниципальный контроль на автотранспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве

Статья 3.1 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ, Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности…» (п. 1 ч. 1 ст. 14, п. 5 ч. 1 ст. 15, п. 5 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ)

Соблюдение обязательных требований, установленных в отношении регулярных перевозок по муниципальным маршрутам. А также в отношении автодорог местного значения:

к эксплуатации объектов дорожного сервиса в полосах отвода, в придорожных полосах;

осуществлению работ по капремонту, ремонту и содержанию автодорог общего пользования и искусственных сооружений на них

Муниципальный земельный контроль

Статья 72 ЗК (п. 20 ч. 1 ст. 14, п. 35 ч. 1 ст. 15, п. 26 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ)

Соблюдение обязательных требований земельного законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. По итогам проверки инспектор вправе составить акт и направить его копию в орган государственного земельного надзора. Последний примет решение и сообщит о нем в орган муниципального контроля

Муниципальный жилищный контроль

Статья 20 ЖК (п. 6 ч. 1 ст. 14, п. 6 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ)

Соблюдение требований в отношении муниципального жилищного фонда:

к использованию и сохранности жилфонда; 

формированию фондов капитального ремонта;

созданию и деятельности юрлиц, ИП, которые занимаются управлением МКД, содержанием и ремонтом общего имущества в нем;

предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений.

Инспекторы контролируют соблюдение правил изменения платы за содержание жилого помещения и общего имущества в МКД, правил предоставления коммунальных услуг и т. д.

Документы

  • Все документы
  • Памятки
  • Федеральные
  • Локальные нормативные акты
Поделиться публикацией:

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie